КПП КАМАЗ – что стоит за аббревиатурой

click fraud detection

Автомобили КАМАЗ оснащаются коробками передач двух моделей. На одиночные автомобили устанавливается 5-ступенчатая КПП модели 14; на тягачи, предназначенные для работы в автопоездах – 10-ступенчатая КПП модели 15.

КПП КАМАЗ – что стоит за аббревиатурой

( механический редуктор)

Знаменитая камазовская 10-ступенчатая КПП состоит из основной 5-ступенчатой КПП и 2-ступенчатого редуктора-делителя. В структуре КПП делитель, в сочетании с 5-ступенчатой КПП обеспечивают возможность 10 передач переднего хода и 2 передач заднего хода. 

Введение делителя в сложную структуру КПП:

  • Существенно повышает тяговые свойства автомобиля;
  • Делает управление автомобилем более лёгким;
  • Уменьшает частоту переключения рычага.

Вслед за моделями 14 и 15 конструкторы КАМАЗ разработали КПП модели 152, которые предназначались для установки на модернизированные образцы автомобилей КАМАЗ с высокой грузоподъёмностью.   

Конструктивные отличия КПП модели 152 от коробки передач предыдущих моделей:

  • Введены более сильные шлицы на первичном вале делителя;
  • Усилены каретки и муфты синхронизатора;
  • Стала более простой пневматическая схема управления делителем;
  • Использовано бесшпоночное крепление шестерёнок с промежуточным валом;
  • Исключен замковый механизм шлицевого крепления каретки синхронизатора;
  • Чтобы избежать «выбивания» 4 и 5 передач введено 4 градуса утонения зубьев на муфтах  каретки синхронизатора;
  • Увеличена высота зубьев на муфтах каретки синхронизатора.

Массивным и мощным делителем управляет пневматическая система. В ходе эксплуатации автомобилей КАМАЗ, при проведении ТО-1,2 проводится плановое обслуживание трансмиссии. Процесс обслуживания включает несколько последовательно проводимых мероприятий, требующих от техников особого мастерства, навыков и применения профессиональных инструментов.   

Обслуживание пневматической системы управления делителем:

  • Снимается редукционный клапан, КПП устанавливается на специальный стенд для  проверки давления выходящего воздуха.
  • Для регулировки клапана регулировочными шайбами следует снять пломбу, по окончании процесса клапан следует опять запломбировать.
  • С КПП снимается клапан включения делителя для его последующей разборки, промывки, смазки.
  • Снимается механизм переключения, включающий воздухораспределитель, его следует разобрать, промыть, смазать рабочие поверхности.
  •  От кронштейна отсоединяется кран управления делителем; для этого следует открутить болты крепления, отсоединить корпус, промыть детали, смазать рабочие поверхности.  
  • После этого выворачиваются винты крепления на крышке переключателя, крышка снимается вместе с фиксаторами, пружинами рычага.
  • Затем от переключателя надо отсоединить трос, вытянуть его до упора, чтобы точно измерить часть троса, выступающую из оплётки. Для измерения трос надо держать выпрямленным. При этом трос необходимо смазать свежими смазочными материалами.
  • Заключительная операция – измерить зазор между торцом крышки и ограничителем клапана; это проводится при снятом чехле. При необходимости зазор регулируется в соответствии с инструкцией.

После установки пневмосистемы в рабочее положение обязательно производится проверка системы на герметичность. Здесь нужен буквально музыкальный слух, так как утечка воздуха определяется только на слух. Техник прослушивает воздухопровод пневмосистемы управления делителем, поочередно передвигая переключатель управления к отметкам «Высшая передача», «Низшая передача». Для проверки воздухопровода системы переключения делителя требуется  выжать до упора педаль сцепления. В этих механических и металлических звуках техник должен услышать, выходит ли воздух из пневмосистемы. Если есть утечка, она устраняется подтягиванием болтов, регулировкой накидных гаек. При необходимости заменяются уплотнительные шайбы. При продаже КАМАЗ менеджеры рекомендуют в последующих ТО использовать помощь сервисных центров, где есть профессиональное оборудование и обеспечение оригинальными запасными частями. Цена КАМАЗ в ходе эксплуатации будет складываться из своевременных технических осмотров, предупреждающих непредвиденные поломки.


Возврат к списку